Обзор изменений в НПА в 2022 году в области охраны труда и производственной безопасности
01.02.2022
01.02.2022
img

Обзор изменений в НПА в 2022 году в области охраны труда и производственной безопасности

Новые права работодателей в сфере охраны труда

В новой редакции Трудового кодекса РФ появилась новая статья 214, которая будет регулировать права работодателей в области охраны труда. В ней, в частности, прямо указано, что работодатели имеет право:

использовать в целях контроля за безопасностью производства работ устройства, обеспечивающие дистанционную видео-, аудио- или иную фиксацию процессов производства работ, обеспечивать хранение полученной информации;

вести электронный документооборот в области ОТ;

предоставлять дистанционный доступ к наблюдению за безопасным производством работ (а также к базам электронных документов) надзорным органам, которые наделены полномочиями на осуществление контроля за соблюдением трудового законодательства (то есть государственным инспекциям по труду).



Учет микроповреждений

Согласно ст.226 ТК РФ под микроповреждениями (микротравмами) понимаются ссадины, кровоподтеки, ушибы мягких тканей, поверхностные раны и другие повреждения, полученные работниками и другими лицами, участвующими в производственной деятельности работодателя, при исполнении ими трудовых обязанностей или выполнении какой-либо работы по поручению работодателя или иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах. Главный определяющий критерий
- такие повреждения не должны повлечь за собой расстройство здоровья работника или наступление его временной нетрудоспособности.

При этом работодатель должен будет самостоятельно учитывать и рассматривать обстоятельства и причины, приведшие к возникновению у работников микроповреждений (микротравм). Рекомендации по учету микроповреждений (микротравм) работников будут утверждаться Минтрудом России.

Основанием для регистрации микроповреждения (микротравмы) работника и рассмотрения обстоятельств и причин, приведших к его возникновению, является обращение пострадавшего к своему непосредственному или вышестоящему руководителю, работодателю (его представителю).



Новое Положение о проверках работодателей

Федеральный закон "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" от 31.07.2020 N 248-ФЗ вступил в силу с 1 июля 2021 года, за исключением отдельных положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу. Закон регулирует отношения по организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля, устанавливает гарантии защиты прав граждан и организаций как контролируемых лиц. Закон разграничивает полномочия органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления

в сфере государственного и муниципального контроля (надзора).

В главе 13 Закон N 248-ФЗ подробно прописаны требования к проведению контрольных (надзорных) мероприятий. При этом в статье 9 устанавливается, что выбираемые профилактические мероприятия, контрольные (надзорные) мероприятия, применяемые меры по пресечению и (или) устранению нарушений обязательных требований должны быть соразмерными характеру нарушений обязательных требований, вреду (ущербу), который причинен или может быть причинен охраняемым законом ценностям. Кроме того, при проведении внепланового контрольного (надзорного) мероприятия необходимо соблюдать принцип недопустимости проверки соблюдения одних и тех же обязательных требований несколькими контролирующими органами в отношении одного объекта контроля (статья 66).

Все действия контролирующих органов по проведению контрольно-надзорных мероприятий будут отражаться в информационной системе. Для информационного обеспечения государственного контроля (надзора), муниципального контроля создаются:

1) единый реестр видов федерального государственного контроля (надзора), регионального государственного контроля (надзора), муниципального контроля (далее также - единый реестр видов контроля);

2) единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий;

3) информационная подсистема досудебного обжалования;

4) реестр заключений о подтверждении соблюдения обязательных требований (далее - реестр заключений о соответствии);

5) информационные системы контрольных (надзорных) органов.

Благодаря этому лица, в отношении которых проводятся проверки, смогут отследить правомерность их проведения, а также получить оперативный доступ ко всем необходимым документам и сведениям (ст.17 Закона N 248-ФЗ).

Риск-ориентированный подход при проведении контрольно-надзорных мероприятий будет применяться значительно шире, чем сегодня. Он предполагает, что выбор профилактических и контрольных мероприятий, их содержание, объем, интенсивность и другие параметры зависят от оценки рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, если контролируемое лицо нарушит обязательные требования. Соответственно, чем выше такой риск, тем чаще и тщательнее будут проверять (ст.23 Закона N 248-ФЗ).

Закон N 248-ФЗ предусматривает механизмы, применение которых может существенно сократить количество проверок организаций и предпринимателей.

Например, организация может быть освобождена от проведения плановых проверок при заключении договора страхования рисков причинения вреда (ущерба) (п.9 ст.25 Закона N 248-ФЗ).

Предусмотрен также такой способ освобождения от проверок, как признание результатов независимой оценки соблюдения обязательных требований. Законом может быть установлен порядок, при котором организация проходит оценку соблюдения требований закона в независимой аккредитованной организации, а контролирующий орган принимает результаты такой оценки и не проводит дополнительные проверки в случае успешных результатов процедуры оценки (ст.54 Закона N 248-ФЗ).

Введены новые формы контроля и надзора: выездное обследование; мониторинговая закупка; выборочный контроль; инспекционный визит.

При этом предполагается, что новые виды контроля потребуют меньшего количества издержек со стороны контролируемых лиц, а также помогут сократить время взаимодействия с контролерами или вовсе избежать контактов. Кроме того, инспекционный визит и выездную проверку можно будет проводить с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством аудио- или видеосвязи (ст.56 Закона N 248- ФЗ).

В качестве одного из способов снижения интенсивности контрольно-надзорных мероприятий Закон N 248-ФЗ предлагает мониторинг сведений об объекте контроля на условиях соглашения между контролируемым лицом и контрольным (надзорным) органом. Он может проводиться при помощи дистанционных технических средств, работающих в автоматическом режиме. Такие устройства будут осуществлять фото- и киносъемку, видеозапись, собирать другую информацию для контролирующего органа, а лицо, находящееся под таким мониторингом, будет

освобождено от плановых проверок соблюдения требований, контроль которых осуществляется при проведении мониторинга (ст.96 Закона N 248-ФЗ).

Согласно Закону N 248-ФЗ выездная проверка должна проводиться только в случае, если не представляется возможным: удостовериться в полноте и достоверности имеющихся сведений, содержащихся в документах и (или) в объяснениях, полученных от контролируемого лица; оценить соответствие деятельности, действий (бездействия) контролируемого лица и используемых им объектов контроля обязательным требованиям без выезда на место (п.3 ст.73 Закона N 248-ФЗ).

Права контролируемых лиц будут защищены лучше. В законе закреплена возможность признания решения, принятого по результатам любого контрольного (надзорного) мероприятия, проведенного с грубым нарушением. Результаты контрольного (надзорного) мероприятия в этом случае признаются недействительными, а их повторное проведение возможно только по согласованию с прокуратурой (ст.91 Закона N 248-ФЗ).

Подробнее о вступающих в силу изменениях можно прочитать здесь